На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ПРАКТИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ: Женская красота глазами Нефертити

 

Тушь для ресниц, краска для волос, дезодоранты и парфюмерия – в Древнем Египте все это было известно еще во втором тысячелетии до нашей эры.


Пристальное внимания к своему внешнему виду древним египтянам приходилось обращать не из-за стремления к совершенному виду, а из-за непростых климатических условий.

А косметика хоть как-то спасала от постоянной жары, палящего солнца и пыльных бурь.

Придававшие внешности большое значение египтяне использовали косметику не только для красоты, но и в медицинских целях. Найденный в Фивах в 1872 году папирус Эберса, оказавшийся медицинской энциклопедией, содержит около 900 рецептов не только лечения болезней, но и способы разглаживания морщин, удаления родинок, окраски волос и бровей, усиления роста волос.

В Древнем Египте декоративная косметика, прежде всего кремы и масла, использовалась не столько для украшения, сколько для защиты от солнца и сухого ветра. В эпоху царствования Рамзеса III-го рабочие в городе Дейер-эль-Медина даже подняли восстание, когда не получили обещанные в качестве платы масла и благовония. Их можно понять: без масел кожа трескалась, а на любую ссадину и царапину слетались насекомые. Любили египтяне и духи, которые получали, смешивая аромат с маслами. Погружая цветы, травы или фрукты в горячее масло или жир, они делали кремы и помады.

Самым популярным сортом помады была ароматная «шишка», которую носили на голове. Шишки таяли и благовония стекали прямо на платье, распространяя аромат. Слугам приходилось добавлять все новые порции благовоний: это видно на египетских надгробиях, где часто изображали сцены пиров.

Умели египтяне делать и дезодоранты: под мышками они носили шарики из сваренного овса с добавлением ароматических масел.


Глаза египтяне подводили тоже не только для красоты, но для того, чтобы уберечься от яркого света, а добавленный в тени для век карбонат свинца убивал бактерии и помогал при воспалениях. В эпоху Древнего Царства и мужчины, и женщины использовали толченый и смешанный с водой или смолой малахит, которым покрывали не только веки, но и переносицу. Во времена Среднего Царства его использовали уже только для бровей и уголков глаз. Помимо медицинских и эстетических функций (так глаза казались более большими и выразительными), подведенные зеленым глаза символизировали глаз бога Гора, который считался оберегом. Отказались от зеленого цвета только в эпоху Нового Царства, когда его вытеснил черный, основой которого была обычная сажа, а позже графит. Краску на глаза наносили сначала пальцем, потом появились специальные палочки с закругленным концом, которые делали из дерева, бронзы или стекла. В косметический набор помимо такой палочки входили: небольшая плошка для смешивания малахита или золы с водой и сосуды для хранения «подводки».

В Лувре хранится около 500 сосудов и коробочек с косметикой, которой около 4 тыс. лет. Они сохранились благодаря тому, что их клали в гробницы, чтобы умершие могли пользоваться косметикой и в загробной жизни. Химики компании L’Oreal исследовали эту косметику и пришли к весьма любопытным выводам: количество жиров в древнеегипетских мазях было примерно таким же, как и в современных косметических средствах. Правда, тогда в основном использовали животный жир, как правило, гусиный. В качестве румян и губной помады египтяне использовали красную охру, смешанную с жиром или древесной смолой. На египетском папирусе, хранящемся в Турине, изображена женщина, которая красит губы кисточкой, а в другой руке держит сосуд с помадой.

Единственное косметическое средство, которое используется и в наши дни, это хна. При исследовании мумии Рамзеса II-го, исследователи обнаружили, что волосы фараона окрашены хной. Ею же красили ладони, стопы и ногти, но ученые не исключают, что характерный коричневый цвет рук и ног мумии приобрели от бальзамических составов.

Накрашенные ногти в Древнем Египте считались, как ни странно, признаком мужественности, если судить по рукам военачальников и воинов. А вот татуировки были женской привилегией. На относящихся к эпохе среднего Царства мумиях танцовщиц и царских наложниц были обнаружены татуировки в виде геометрических орнаментов – на плечах, руках, груди и бедрах. Танцовщицы, музыканты и служанки делали на бедре небольшие татуировки, изображающие богиню Бес – считалось, что она приносит удачу.

Состоятельные египтяне коротко стриглись и носили парики.

В V-м в до н.э. Геродот писал, что египтяне «обрезают волосы и носят парики, чтобы избежать вшей. Жрецы через день стригут волосы на всем теле, чтобы не иметь на себе ни вши, ни какой-либо иной скверны во время служения богам».


 

Волосы на теле, а особенно на ногах, считали неприличным не только жрецы: в гробницах обнаружено огромное количество средства для депиляции и пинцетов. Еще одним необходимым предметом для египетских красавиц были зеркала, которые, правда, были доступны только самым богатым. Все остальные довольствовались своим отражением в воде, а тщательная отполированная бронза была доступна немногим. Такие зеркала имели и ритуальные функции: благодаря блеску зеркало считалось символом солнца и зарождения новой жизни, поэтому ручки часто делались в форме стебля папируса – символа плодородия. Часто на ручках изображалась богиня Хатор, покровительница не только плодородия, но и красоты.

В VIII-м в. до н.э. косметика пришла из Египта в Древнюю Грецию, а позже в Рим. Но ни греки, ни римляне не красились так сильно, как египтяне. Несмотря на то, что и в Греции, и в Риме царил культ тела, их идеалом были олимпийские атлеты.

Картина дня

наверх